Смена генерального директора
- Создание, регистрация ООО
- Регистрация изменений в учредительных документах (Устав) и ЕГРЮЛ
- Смена ОКВЭД для ООО и ИП
- Смена юридического адреса для ООО
- Выход учредителя из ООО

Смена генерального директора предприятия — не такое простое дело, как замена рядового сотрудника. Генеральный директор (в некоторых фирмах — президент, директор) в обществе с ограниченной ответственностью является исполнительным органом и обладает широкими правами и возможностями. В том числе он имеет полный доступ к любым финансовым операциям со счетами фирмы.
Для того, чтобы максимально снизить риски для учредителей, установлен особый порядок увольнения старого генерального директора и приема на работу нового. Для руководителя, нанятого со стороны, и для директора, являющегося одним из учредителей, он не различается.
Примечание: кроме ситуации, если увольняющийся директор-учредитель намерен выйти из ООО.
Рассмотрим основные необходимые действия, которые надо предпринять для безболезненной смены директора в ООО.
Причины смены гендиректора
Самые популярные причины смены генерального директора в ООО:
- Смена владельца ООО.
- Окончание действия срочного трудового договора.
- Недовольство учредителей ООО результатами его работы.
- Смерть директора или случаи, когда он официально признается пропавшим без вести.
- Личное желание директора
Обратите внимание: Трудовой кодекс РФ прямо говорит о том, что, если у организации меняется собственник (в результате перепродажи, дарения, перехода прав владения по наследству), возникают основания для его увольнения. То же самое касается и главного бухгалтера.
В отличие от остальных наемных работников, для увольнения гендиректора его непосредственному начальству — учредителям не требуется основание, предусмотренное законом. Директор может быть уволен просто потому, что учредитель или коллектив учредителей (в зависимости от ситуации) принял такое решение. При этом оно должно быть зафиксировано в Протоколе собрания учредителей. Если участник в ООО один — оформляется не Протокол, а Решение.
Пакет документов для смены гендиректора
Смена генерального директора в 2017 году с юридической точки зрения не отличается от практики прошлых лет. Единственное отличие — появился новый образец известной формы заполнения Р14001. В этом документе регистрируется основная информация об ООО. На основе этих сведений налоговая служба осуществляет коррекцию своих баз данных.
Обратите внимание: о смене исполнительного органа ООО ИФНС должна быть уведомлена в обязательном порядке.
В пакет документов для удостоверения подписи нотариусом на заявлении входят:
- Протокол собрания учредителей или единоличное Решение единственного участника ООО о прекращении полномочий старого директора и необходимости назначения нового;
- форма Р14001, заполненная в нужных разделах (с 2017 — титульный лист, лист К и лист Р);
- ИНН юридического лица;
- Устав ООО;
- Свидетельство о госрегистрации (ОГРН);
- выписка из ЕГРЮЛ (срок давности — не более месяца);
- приказ о назначении на должность другого человека;
- паспортные данные, включая образцы подписей, старого и нового директоров.
С технической стороны этого дела, смена генерального директора в ООО возможна только на основе Протокола или Решения, ИНН, свидетельства ОГРН и выписки из ЕГРЮЛ. Эти документы вместе с заполненной формой Р14001 необходимо представить нотариусу, который проверит правильность заполнения формы, заверит ее и осуществит прошивку. В налоговую нужно представить только заверенную форму и паспорт нового руководителя, в некоторых случаях — Решение или Протокол.
Все остальные документы нотариус может запросить по своему усмотрению. Во избежание непредвиденных трудностей лучше приходить на прием, имея в наличии весь список бумаг. Исключение — выписка из ЕГРЮЛ: некоторые нотариусы принимают электронную версию, другие требуют исключительно бумажную.
Важный нюанс: нельзя допустить периода «безвластия», даже краткосрочного. Именно поэтому увольнение старого и назначение нового оформляются единовременно. Важная тонкость, которую надо соблюсти: с новым представителем этой должности можно заключить трудовой договор уже после момента, когда расторгнут договор со старым. Но в данном комплекте документов необходим именно приказ о назначении нового руководителя.
По причине того, что период «двоевластия» также недопустим, увольнение и расчет старого директора нужно произвести до подачи документов в налоговую. Срок подачи документов — до 3-х дней с даты принятия Решения или оформления Протокола. В этот промежуток времени необходимо оформить увольнение прежнего наемного руководителя, забрать оставшиеся дела и заключить договор с новым человеком на должности. Если не уложиться в это срок, можно получить установленный штраф в 5 000 рублей.
По заполнению формы Р14001 действуют строгие требования. Новая форма содержит 51 лист, из которых в данном случае потребуется заполнить 2 (кроме титульного листа).
Лист К, страницы 1 и 2 включают информацию о старом и новом руководителе. Лист Р — это сведения о самом заявителе, он включает в себя 4 страницы. Форма заполняется на компьютере. Цвет текста — только черный,. При заполнении программными средствами шрифт — только Courier New, кегль 18.
Подпись заявителя ставится только в присутствии нотариуса. Прошивка листов осуществляется нотариусом.
Пошаговый порядок смены гендиректора
Все перечисленные выше документы служат для одной главной цели — нотариального заверения подписи заявителя, который подает форму Р14001 в налоговую. Формально для ИФНС достаточно только нотариально заверенной формы Р14001, Протокол или Решение налоговая требует не всегда. Необходимость представления Протокола или Решения нужно уточнять в местном отделении ФНС, поскольку в разных регионах требования могут различаться.
Алгоритм смены гендиректора следующий:
- На основании принятого Решения увольняется прежний руководитель и назначается новый.
- Новый директор принимает у старого дела, документацию, оформленные на него как на материально ответственное лицо материальные ценности и активы.
- Старый либо новый директор заполняет форму Р14001 в бумажном виде (с помощью программных средств) и подписывает ее.
- Заполненная форма удостоверяется нотариально.
- Новый руководитель относит ее в местное отделение налоговой инспекции и вручает инспектору под расписку о получении.
- Через 6 рабочих дней новый директор получает в налоговой выписку ЕГРЮЛ, где стоит его имя.
- О факте смены руководителя уведомляется банк предприятия.
После получения новых документов из налоговой о замене генерального директора необходимо отправить сведения в банк фирмы, в котором открыт основной расчетный счет. Для этого новый назначенный руководитель делает обращение в банк с новой выпиской из ЕГРЮЛ, печатью ООО, свидетельством о занесении корректировок в этот реестр, приказом о назначении самого себя на должность и основанием этого приказа — Протоколом собрания или Решением учредителей. Когда сотрудник банка внесет необходимые изменения в базу данных, процесс смены гендира будет официально завершен.
Юридическая помощь по оформлению смены генерального директора
Стоимость услуги – 3500 рублей. Предоставьте всю заботу о документальном оформлении наших профессиональным юристам:
- Помогаем подготовить необходимые бумаги.
- Оформляем заявление и подаем его в налоговую.
- Передаем вам комплект готовых документов.
Короткие сроки и минимум вашего беспокойства.