Смена генерального директора

Смена генерального директора предприятия — не такое простое дело, как замена рядового сотрудника. Генеральный директор (в некоторых фирмах — президент, директор) в обществе с ограниченной ответственностью является исполнительным органом и обладает широкими правами и возможностями. В том числе он имеет полный доступ к любым финансовым операциям со счетами фирмы.

Для того, чтобы максимально снизить риски для учредителей, установлен особый порядок увольнения старого генерального директора и приема на работу нового. Для руководителя, нанятого со стороны, и для директора, являющегося одним из учредителей, он не различается.

Примечание: кроме ситуации, если увольняющийся директор-учредитель намерен выйти из ООО.

Рассмотрим основные необходимые действия, которые надо предпринять для безболезненной смены директора в ООО.

Причины смены гендиректора

Самые популярные причины смены генерального директора в ООО:

  1. Смена владельца ООО.
  2. Окончание действия срочного трудового договора.
  3. Недовольство учредителей ООО результатами его работы.
  4. Смерть директора или случаи, когда он официально признается пропавшим без вести.
  5. Личное желание директора

Обратите внимание: Трудовой кодекс РФ прямо говорит о том, что, если у организации меняется собственник (в результате перепродажи, дарения, перехода прав владения по наследству), возникают основания для его увольнения. То же самое касается и главного бухгалтера.

В отличие от остальных наемных работников, для увольнения гендиректора его непосредственному начальству — учредителям не требуется основание, предусмотренное законом. Директор может быть уволен просто потому, что учредитель или коллектив учредителей (в зависимости от ситуации) принял такое решение. При этом оно должно быть зафиксировано в Протоколе собрания учредителей. Если участник в ООО один — оформляется не Протокол, а Решение.

Пакет документов для смены гендиректора

Смена генерального директора в 2017 году с юридической точки зрения не отличается от практики прошлых лет. Единственное отличие — появился новый образец известной формы заполнения Р14001. В этом документе регистрируется основная информация об ООО. На основе этих сведений налоговая служба осуществляет коррекцию своих баз данных.

Обратите внимание: о смене исполнительного органа ООО ИФНС должна быть уведомлена в обязательном порядке.

В пакет документов для удостоверения подписи нотариусом на заявлении входят:

  • Протокол собрания учредителей или единоличное Решение единственного участника ООО о прекращении полномочий старого директора и необходимости назначения нового;
  • форма Р14001, заполненная в нужных разделах (с 2017 — титульный лист, лист К и лист Р);
  • ИНН юридического лица;
  • Устав ООО;
  • Свидетельство о госрегистрации (ОГРН);
  • выписка из ЕГРЮЛ (срок давности — не более месяца);
  • приказ о назначении на должность другого человека;
  • паспортные данные, включая образцы подписей, старого и нового директоров.

С технической стороны этого дела, смена генерального директора в ООО возможна только на основе Протокола или Решения, ИНН, свидетельства ОГРН и выписки из ЕГРЮЛ. Эти документы вместе с заполненной формой Р14001 необходимо представить нотариусу, который проверит правильность заполнения формы, заверит ее и осуществит прошивку. В налоговую нужно представить только заверенную форму и паспорт нового руководителя, в некоторых случаях — Решение или Протокол.

Все остальные документы нотариус может запросить по своему усмотрению. Во избежание непредвиденных трудностей лучше приходить на прием, имея в наличии весь список бумаг. Исключение — выписка из ЕГРЮЛ: некоторые нотариусы принимают электронную версию, другие требуют исключительно бумажную.

Важный нюанс: нельзя допустить периода «безвластия», даже краткосрочного. Именно поэтому увольнение старого и назначение нового оформляются единовременно. Важная тонкость, которую надо соблюсти: с новым представителем этой должности можно заключить трудовой договор уже после момента, когда расторгнут договор со старым. Но в данном комплекте документов необходим именно приказ о назначении нового руководителя.

По причине того, что период «двоевластия» также недопустим, увольнение и расчет старого директора нужно произвести до подачи документов в налоговую. Срок подачи документов — до 3-х дней с даты принятия Решения или оформления Протокола. В этот промежуток времени необходимо оформить увольнение прежнего наемного руководителя, забрать оставшиеся дела и заключить договор с новым человеком на должности. Если не уложиться в это срок, можно получить установленный штраф в 5 000 рублей.

По заполнению формы Р14001 действуют строгие требования. Новая форма содержит 51 лист, из которых в данном случае потребуется заполнить 2 (кроме титульного листа).

Лист К, страницы 1 и 2 включают информацию о старом и новом руководителе. Лист Р — это сведения о самом заявителе, он включает в себя 4 страницы. Форма заполняется на компьютере. Цвет текста — только черный,. При заполнении программными средствами шрифт — только Courier New, кегль 18.

Подпись заявителя ставится только в присутствии нотариуса. Прошивка листов осуществляется нотариусом.

Пошаговый порядок смены гендиректора

Все перечисленные выше документы служат для одной главной цели — нотариального заверения подписи заявителя, который подает форму Р14001 в налоговую. Формально для ИФНС достаточно только нотариально заверенной формы Р14001, Протокол или Решение налоговая требует не всегда. Необходимость представления Протокола или Решения нужно уточнять в местном отделении ФНС, поскольку в разных регионах требования могут различаться.

Алгоритм смены гендиректора следующий:

  1. На основании принятого Решения увольняется прежний руководитель и назначается новый.
  2. Новый директор принимает у старого дела, документацию, оформленные на него как на материально ответственное лицо материальные ценности и активы.
  3. Старый либо новый директор заполняет форму Р14001 в бумажном виде (с помощью программных средств) и подписывает ее.
  4. Заполненная форма удостоверяется нотариально.
  5. Новый руководитель относит ее в местное отделение налоговой инспекции и вручает инспектору под расписку о получении.
  6. Через 6 рабочих дней новый директор получает в налоговой выписку ЕГРЮЛ, где стоит его имя.
  7. О факте смены руководителя уведомляется банк предприятия.

После получения новых документов из налоговой о замене генерального директора необходимо отправить сведения в банк фирмы, в котором открыт основной расчетный счет. Для этого новый назначенный руководитель делает обращение в банк с новой выпиской из ЕГРЮЛ, печатью ООО, свидетельством о занесении корректировок в этот реестр, приказом о назначении самого себя на должность и основанием этого приказа — Протоколом собрания или Решением учредителей. Когда сотрудник банка внесет необходимые изменения в базу данных, процесс смены гендира будет официально завершен.

Юридическая помощь по оформлению смены генерального директора

Стоимость услуги – 3500 рублей. Предоставьте всю заботу о документальном оформлении наших профессиональным юристам:

  • Помогаем подготовить необходимые бумаги.
  • Оформляем заявление и подаем его в налоговую.
  • Передаем вам комплект готовых документов.

Короткие сроки и минимум вашего беспокойства.

Отправить заявку

Rambler's Top100